fgtjkewsg (fgtjkewsg) wrote,
fgtjkewsg
fgtjkewsg

Category:

Ж. П. Марат. "Цепи рабства " (отрывки)

"В хорошо устроенном государстве публичная власть должна быть разделена среди большого количества должностных лиц, которые, будучи зависимы от народа, были бы независимы друг от друга. Должностные лица эти взаимно уравновешивают, умеряют и сдерживают друг друга."
"Ныне наши монархи гнушаются председательствовать на народных собраниях; по их мнению, им подобает выступать лишь во главе своего собственного совета. Что случилось бы, если бы суверенное собрание отказало им даже в праве присутствовать на этих собраниях в качестве простых сынов государства, как это и должно было быть при хорошем государственном устройстве? "
"С тех пор как народ утратил высшую власть, он уже никак не приобщался к управлению государством, не принимал более участия в делах; безразличный отныне к общественному благу, он уже не занимался ничем, кроме своих частных интересов, и вскоре за недостатком пищи любовь к отечеству угасла во всех сердцах.
Утратив возможность осуществления своих прав, народ понемногу утратил и самые сведения о них: тогда он перестал и оборонять их от покушений со стороны правительства, в добычу которого он сам превратился."
"Спекуляции всякого рода неизбежно приводят к образованию привилегированных компаний в некоторых отраслях монопольной торговли — компаний, всегда создаваемых в ущерб торговле индивидуальной, мануфактурам, ремеслам и работникам уже благодаря тому, что они устраняют всякую конкуренцию. Так богатства, которые могли бы течь по тысячам различных каналов, оплодотворяя государство, сосредоточиваются в руках нескольких объединений, пожирающих самое сердце народа и жиреющих на его поте.
Вместе с привилегированными компаниями рождаются всякого рода монополии, скупка изделий ремесла и продуктов природы, особенно предметов первой необходимости, скупка, ставящая под угрозу самое существование народа и отдающая его на милость министров, обычно являющихся главарями скупщиков. По образцу системы монополий постепенно строится и управление финансами. Государственные доходы закрепляются за откупщиками, которые затем становятся во главе привилегированных компаний и обращают в свою пользу источники общественного богатства. Вскоре народ становится добычей сборщиков податей, финансистов, ростовщиков, взяточников — ненасытных вампиров, живущих только грабежом, вымогательством, разбоем, разоряющих народ, чтобы завладеть его имуществом.... Что касается политических связей этой орды спекулянтов, то в каждой стране компании негоциантов, финансистов и биржевых игроков, прожектеров, вымогателей, вампиров и пиявок общества, будучи всецело связаны с правительством, становятся его самыми ревностными приспешниками.
У народов коммерческих, где капиталисты и рантье почти всегда идут рука об руку с откупщиками, финансистами и биржевиками, большие города знают лишь два класса граждан, из коих один прозябает в нищете, а второй полон излишеств; один обладает всеми средствами угнетения, а другой не имеет никаких средств защиты... торговля превращает граждан имущих и неимущих в орудие угнетения или порабощения."
"Но вскоре государь .начинает прилагать усилия к установлению различных сословий граждан, дабы возвысить одних над другими.
Если же он застает эти сословия сложившимися в государстве, он стремится разделить их на различные классы, которые отмечает своими привилегиями. За одним классом он закрепляет места в правительстве, за другим — чиновные должности; за этим — военные посты, за другим — церковные бенефиции, оставляя в удел самым низшим классам торговлю, искусства и ремесла.
Повсюду великие презирают малых, а малые ненавидят великих, или, лучше сказать, граждане, принадлежащие к одному классу, всегда презирают или ненавидят принадлежащих к другому классу. Таковы низкие страсти, пускаемые в ход государями для разжигания раздоров между гражданами государства... Не довольствуясь разделением нации на различные классы с неодинаковыми интересами, государи стараются еще посеять зависть внутри каждого из них с помощью пенсий, чинов и особых милостей, даруемых ими отдельным лицам."
"Народ никогда не предвидит бедствий, которые ему готовят. Можно отлично превратить его права в мнимые, можно подорвать самые основы свободы, он не замечает своего несчастья, пока его не почувствует, пока в его ушах не прозвучат имена осужденных, пока он не увидит, как течет потоками кровь граждан. Тогда, придавленный тяжелым ярмом, он, исполненный ужаса, смотрит в глаза своей судьбе... Все погибло, когда народ становится безучастным и перестает участвовать в делах, не беспокоясь о сохранении своих прав... "


(Ж. П. Марат. 1774 год).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments